Прихожу вчера к ученику. Репетируемый - юноша бледный со взором горящим розовощекий девятиклассник о 15 годах, не отличающийся ни умом, ни сообразительностью, ни интересами хоть в каких-то, неважно, учебных или нет, сферах. С порога встречает меня заданием по литературе (вообще-то мы русским занимаемся, а лит-ру я не преподаю никому принципиально, ибо не чувствую в себе ни сил, ни желания). Нужно подготовиться к сочинению по "Горю от ума" (на какую КОНКРЕТНО тему, я так и не добилась).

Ну, говорю, читал хоть?
Читал, говорит. Но не полностью.
Рассказывай, говорю.
Ну, говорит, Чацкий влюбился в Софию, София влюбилась в Чацкого, хеппи-энд.

Уверена, даже если вы технический технарь, если вы в школе учились 40 лет назад, да и то "Горе от ума" не читали, то наверняка по крайней мере из обсуждений на уроках помните, что "Карету мне, карету!" и никакого хеппи-энда.

*Задумалась, а в русской классической литературе хоть где-то был хеппи-энд?

Закончилось наше занятие вчера комментированным чтением. Я читала последние несколько явлений пьесы и объясняла товариСЧу, что там происходит. Слушал, открыв рот.

Дочитала, спрашиваю, мол, как тебе хеппи-энд?
Ну такое, говорит. Не очень-то хеппи.

А до этого мы с ним начало "Бедной Лизы" читали. Уж не помню, как так жизнь наша повернулась, что мы обратились к домашке по литературе. Тогда он сам читал. Но каждый абзац я его останавливала и спрашивала, что он понял из прочитанного. Половину приходилось объяснять. Готическую архитектуру гуглили, потому что человек вообще представить себе не может, что это. Лексемы многие устаревшие переводила с русского на русский.

Так мама его потом рассказывала, как он дочитал и рассказывал потом, что дворянин влюбился в крестьянку, но быть они вместе не смогли, и он ее бросил. На этом всё.

Я, конечно, понимаю, что он у меня не самый талантливый. Но, боюсь, самый среднестатистический.
И ему, среднестатистическому, очень сложно продраться через язык литературы 18-19 веков, для него это мучение, и все, о чем он думает - это "за что?" и "когда это закончится?"

О какой любви к литературе, которая как бЭ должна закладываться в школьные годы, можно говорить?
У меня вообще есть смутное подозрение, что современная школьная программа по литературе имеет своей целью не дать ребенку эту самую литературу полюбить. Вот просто НЕ ДАЙ БОХ полюбит.

Так нужны ли современным подросткам "Бедная Лиза", "Горе от ума" и прочие "Путешествия из Петербурга в Москву"?
А может, пора пересмотреть школьную программу и просто научить детей читать литературу? А там уж вырастут и сами прочитают, если захотят?